МБОО Старомайнская СШ № 2 
Старая Майна
  • Страница педагога-психолога

    План работы педагога-психолога

    Цели и задачи психологической службы в МБОО Старомайнская средняя школа №2 на 2022-2023 учебный год определены в связи с основными запросами администрации школы, участников образовательной деятельности.
     Цель деятельности: содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников.
     Основные задачи: 
    • Максимальное содействие личностному развитию обучающихся, их психической сферы, личностных качеств и способностей, универсальных умений и компетенций с учетом установки на саморазвитие и самосовершенствование;
    • Содействие реализации (выполнению) требований федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы;
     • Содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
     • Оказание психологической и методической, практической помощи членам педагогического коллектива, администрации, работникам школы по созданию благоприятных условий для развития детей, совершенствованию образовательного   процесса, обеспечение психологической безопасности образовательной среды;
      •Осуществление всеобуча для педагогов и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребёнку;
    •  Выявление детей, имеющих отклонения в развитии когнитивной и эмоционально-волевой сферы и оказание им психологической и педагогической помощи.
    •  Оказание помощи обучающимся в решении актуальных задач развития, обучения: при возникновении учебных трудностей, проблем с выбором профессионального маршрута, при нарушениях эмоционально-волевой сферы, появлении проблем в межличностных отношениях со сверстниками, педагогами, родителями.
     

    Психолого-педагогическая служба

    Психологическая служба в школе представляет собой систему практического использования психологии для решения комплексных задач экспертизы, консультации и диагностики. Основной целью работы школьной психологической службы является деятельность, направленная на сохранение психологического здоровья, создание условий для личностного развития и жизненного самоопределения учащихся. (Также на обеспечение психолого-педагогической поддержки учащихся, родителей, педагогов.) Педагоги, администрация школы, должны иметь точное представление о потенциальных возможностях, о психологических ресурсах учебно-воспитательного процесса и уметь практически реализовывать фундаментальные знания, рабочие понятия и методы психологической науки для практического педагогического воздействия на личность и коллектив.
    Главными направлениями работы психологической службы в школе являются:
    •    изучение личностных особенностей учащихся и осуществление личностного подхода к ребенку;
    •    оказание помощи классному руководителю в формировании классного коллектива;
    •    оказание психологической помощи семье в деле воспитания и обучения детей;
    •    осуществление работы по профессиональной ориентации;
    •    организация мероприятий по коррекции отклоняющегося поведения; диагностика, профилактика и коррекция отклонений в психическом развитии.
    Психологическая служба выполняет в школе следующие функции: 
    1. Психологическое просвещение - приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям.
    2. Психопрофилактика - психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии.
    3. Психоконсультирование - помощь в решении тех проблем, с которыми приходят учителя, учащиеся и родители.
    4. Психодиагностика - проникновение во внутренний мир школьника. Результаты обследования дают информацию по необходимости коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультационной работы.
    Задачами психологической службы являются:
    1. организация методической работы с педагогическим коллективом и администрацией школы по внедрению педагогических технологий и образовательных программ;
    2. психологическое сопровождение учебно - воспитательного процесса (определение уровня школьной готовности, выявление особенностей индивидуального развития учащихся, коррекция и развитие познавательной и эмоционально - волевой сфер);
    3. формирование психологической культуры участников образовательного процесса.
    Исходя из этих целей и задач, работа психологической службы строится по следующим основным направлениям:
    1. работа с педагогическим коллективом и руководством школы;
    2. работа с учащимися;
    3. работа с родителями.
    Основная идея психологической службы - идея сопровождения, которое должно быть направлено на создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития. Главный принцип организации психологической службы – системность.

    Служба школьной медиации

    Служба школьной медиации (СШМ) — это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей. СШМ обеспечивает возможность не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов. СШМ — это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся.
    Служба школьной медиации как команда взрослых и обучающихся стремится превратить школу в безопасное, комфортное  пространство для всех участников образовательного процесса (учеников,  учителей, родителей и т.д.).
    Если вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас ударили и вы знаете обидчика, вы можете обратиться в службу школьной медации!
    В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта.
    Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создает необходимое чувство безопасности, где можно разрешить спор, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будет реализовано.
    Работа службы примирения направлена на помощь ученикам школы в мирном разрешении конфликтов. Программы примирения могут проводиться службой только при добровольном участии всех сторон конфликта.
    Это альтернативный путь разрешения конфликта.
    Люди, ведущие примирительную встречу не будут судить, ругать, кого-то защищать или что-то советовать.
     Их задача – помочь вам самим спокойно разрешить свой конфликт, то есть  главными участниками встречи будете вы сами.
    Условия, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена службой
    •    Стороны признают свое участие в конфликте (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить;
    •    Есть согласие родителей (законных представителей) на проведение встречи;
    •    Стороны психически здоровы;
    •    Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась (и на время рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педсовет, Совет профилактики  и т.п.).
    •    Если в конфликте участвуют учителя или родители, на встрече  возможно присутствие взрослого ведущего.

    На встрече   выполняются следующие правила.
    Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
    1. На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
    2. Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
    3.  Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.

    Уполномоченный по правам ребёнка
    Прием граждан Уполномоченным по правам ребёнка в Ульяновской области по личным вопросам:
    Каждый 1-й четверг месяца с 16.00 до 18.00 : Центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг Заволжского района (г.Ульяновск, пр-т Созидателей, д.116)
    Каждый 2-й четверг месяца с 16.00 до 18.00 : Центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг Ленинского района (г.Ульяновск, Гончарова ул., д.11)
    Каждый 3-й четверг месяца с 16.00 до 18.00 : Центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг Железнодорожного района (г.Ульяновск, Локомотивная ул., д.85)
    Каждый 4-й четверг месяца с 16.00 до 18.00 : Центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг Засвияжского района (г.Ульяновск, Промышленная ул., д.54 Г)
    Каждую первую пятницу месяца Уполномоченным по правам ребенка в Ульяновской области организуется совместный прием с участием представителей заинтересованных ведомств
    Оставить свое обращение можно по телефону: (8422) 58-52-20 или по электронной почте: upr73@mail.ru
    Каждая суббота месяца с 09.00 до 12.00
    (г.Ульяновск, ул. Льва Толстого, д.58, каб.23) Запись по телефону: (8422) 58-52-20.
    Приём граждан по личным вопросам сотрудниками отделам обеспечения деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ульяновской области:
    Понедельник- пятница с 09.00 до 17.00 г.Ульяновск, Радищева ул., д.1, 541 каб.
    Запись по телефону: 8(8422) 58-52-20.
    УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СМОРОДА ЕКАТЕРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА
    Куда ещё можно обратиться
    Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования "Старомайнский район"
    Главный специалист-эксперт
    Тюрина Людмила Алексеевна
    8(84230)2-24-26
    kdnstm@mail.ru
    Специалист  1 разряда
    Безрукова Юлия Александровна
    8(84230)2-24-26
    kdnstm@mail.ru
    Адрес Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования "Старомайнский район"
    433460, Ульяновская обл., Старомайнский район, р.п. Старая Майна, пл. Ленина, д. 2.

    Профилактическая работа

    Безопасная образовательная среда

    Взрослый в школе может непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать такому поведению следующим путем: 
     --унижения ученика, который не успевает/преуспевает в- учебе или уязвим в других отношениях; 
    - негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика;  
    - устрашающих и угрожающих жестов или выражений.  
    Поведенческой стратегией предотвращения буллинга в образовательном учреждении является привлечение персонала школы, учеников и их родителей к решению этой проблемы, повышение их осведомлѐнности относительно ситуации буллинга в школе.
     Что делать?
      Решение проблемы буллинга в образовательном учреждении возможно при следующих условиях:
    - Совместная работа всего школьного сообщества. Это означает, что учителя, администрация, школьный психолог, социальный педагог, родители и ученики должны сотрудничать с целью максимально информативной оценки проблемы буллинга в школе и выработке эффективных способов реагирования на неѐ. 
     - Проведение анонимных обследований учителей и учеников с целью определения характера и распространѐнности буллинга в школе, а также проведение школьных собраний для обсуждения проблемы буллинга.
    -  Учителям необходимо научиться распознавать проблему.
    -  Учителям совместно с учениками необходимо разработать и принять правила против буллинга,  с учениками класса  обсуждать ситуации буллинга и поощрять участие родителей в этих встречах.
      В индивидуальной работе учителя необходима организация мероприятий, ориентированных на конкретных учеников («обидчиков» и «жертв»). В целях профилактики учителю, классному руководителю следует: 
    -  Владеть ситуацией в классном коллективе.
     - Не отдавать открыто предпочтения никому из обучающихся,это может стать провокацией и поводом для моббинга (коллективная травля). 
    - Никогда не поддерживать обучающихся, если явно видно, что кто-то из них хочет очернить кого-то в ваших глазах.
     - Имейте свое мнение о каждом и отстаивайте его. 
     - Постараться поддержать того, кто стал жертвой буллинга;
      Продемонстрировать эту свою поддержку не вовлеченным в конфликт ученикам. 
    Обязательные правила профилактики буллинга для педагогов и всех взрослых, работающих в школе: 
    1. Занять позицию.

    2. Разговор с булли.

    3. Разговор с жертвой буллинга.

    4. Разговор с классом.

    5. Проинформировать педагогический коллектив.

    6. Пригласить родителей для беседы.  

    Организация взаимодействия педагогов МБОО Старомайнская СШ № 2 по раннему выявлению группы риска по суицидальному поведению среди учащихся 

    Классный руководитель
    Своевременно выявляет и ставит на внутришкольный профилактический учет обучающихся, находящихся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации, а также нуждающихся в индивидуальном психолого-педагогическом подходе.
    Совместно с педагогом-психологом и социальным педагогом составляет индивидуальный план работы по выявлению группы риска по суицидальному поведению обучающихся.
    Осуществляет контроль за жилищно-бытовыми условиями семей, находящихся в социально опасном положении, обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
    Своевременно выявляет несовершеннолетних, проживающих у родственников, в других семьях без отсутствия на то законных оснований (оформление временной опеки). Информирует администрацию образовательной организации, органы опеки и попечительства о данных фактах.
    Осуществляет постоянное педагогическое наблюдение (контроль) за поведением обучающихся этой категории.
    Своевременно информирует и привлекает необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников и органов профилактики) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи.
    Информирует учителей-предметников о детях, нуждающихся в индивидуальном психолого-педагогическом подходе и проводит совместное наблюдение за психоэмоциональным состоянием и поведением несовершеннолетних.

    Социальный педагог
    Подробно изучает социально-педагогические характеристики классов и индивидуальные характеристики обучающихся, подготовленные классным руководителем при составлении социального паспорта образовательной организации, проводит собеседования с классными руководителями.
    Совместно с педагогом-психологом и классным руководителем составляет индивидуальный план работы по выявлению группы риска по суицидальному поведению обучающихся.
    Участвует в работе методического объединения классных руководителей для своевременного получения информации об учащихся и их семьях (выявление личностных и семейных проблем).
    Составляет картотеку учащихся, попадающих в «группу риска» и семей, с которыми необходима постоянная социально-педагогическая и психологическая работа.
    Использует различные формы работы с родителями в целях их информирования и просвещения (родительские собрания, консультирование, анкетирование, родительский лекторий и т.д.).
    Организует социально-педагогическое и психологическое сопровождение пострадавшего и оказание необходимой помощи (коррекция детско-родительских отношений, индивидуальная работа с каждым членом семьи, коррекция особенностей поведения и общения с участниками образовательного процесса, предотвращение агрессивного поведения и межличностных конфликтов и т.д.).
    В системе воспитательной работы школы со всеми участниками образовательного процесса ведет просветительскую работу по редотвращению суицидального поведения подростков.

    Педагог-психолог
    Проводит психологическую диагностику в целях выявления высокой тревожности, депрессивного состояния, дезадаптации и т.п.
    Выявляет группы риска по суицидальному поведению среди учащихся с целью оказания своевременной и комплексной помощи ребенку в разрешении возникшей сложной ситуации.
    Совместно с классным руководителем, социальным педагогом составляет индивидуальный план работы по выявлению группы риска по суицидальному поведению обучающихся.
    Проводит индивидуальные консультации и коррекционные занятия, направленные на формирование у учащихся жизненно важных навыков (позитивного отношения к себе и к окружающим, навыков саморегуляции психоэмоционального состояния, умения разрешать конфликты и адекватно вести себя в стрессовых ситуациях).
    В целях повышения компетентности и ответственности информирует родителей, проводит практикумы и тренинги (родительские собрания, консультирование, анкетирование, родительский лекторий и т.д.)
    Оказывает психологическую помощь ребенку, не оставляет его одного, без наблюдения взрослых до разрешения ситуации и приведения ребенка в адекватное психологическое состояние.
    Распространяет российские, краевые «Телефоны доверия» горячей линии.

    Учителя-предметники
    Информируют классного руководителя о выявленных психоэмоциональных состояниях, поведении обучающихся, реализуют индивидуальный подход, учитывая возрастные особенности, создают безопасную атмосферу в группе.
    Осуществляют постоянное педагогическое наблюдение (контроль) за поведением обучающихся этой категории во время учебного процесса.
    Разрабатывают и внедряют в образовательные программы, направленные на формирование у детей и подростков коммуникативных навыков, позитивного отношения к себе и к окружающим, навыков саморегуляции психоэмоционального состояния, умения разрешать конфликты и адекватно вести себя в стрессовых ситуациях.
    Осуществляют информационно-просветительскую деятельность (конференции, деловые игры, проектная деятельность) на темы особенностей подросткового возраста, психологии отклоняющегося поведения среди детей и подростков, причинах и признаках подростковых суицидов, неформальных молодежных течений, взаимодействия семьей и др.).

    Формирование жизнестойкости детей и подростков

    На сегодняшний день сложные ситуации в современном обществе негативно отражаются на жизни подрастающего поколения. Дети и подростки очень чутко реагируют на различные изменения в жизни общества. Им сложно справляться с трудными ситуациями, которые «выбивают у них почву из-под ног». Поэтому достаточно часто ребята выбирают экстремальные способы решения проблем, порой приводящие к потери значимости и ценности собственной жизни и жизни других людей.
    Анализ психологических исследований показал, что развитие жизнестойкости может способствовать преодолению подростками возникающих трудностей и позволит наиболее устойчиво переживать кризисные ситуации в жизни.
    Жизнестойкость принято определять как личностную характеристику, которая является общей мерой психического здоровья личности. Она выражается в трех установках: вовлеченность, контроль и принятие риска. 
    Указанные компоненты жизнестойкости подростков могут проявляться через удовлетворенность жизнью, стремление к успеху, саморегуляцию, позитивный образ будущего. На проявление жизнестойкости оказывает влияние наличие в ближайшем окружении подростка достаточной социально-психологической поддержки в лице сверстников, педагогов, а также членов семьи.
    Можно выделить 5 основных качеств, характерных для жизнестойких подростков:
    1.   Высокая адаптивность. Такие дети социально компетентны и умеют себя вести непринужденно как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Они умеют расположить окружающих к себе.
    2.   Уверенность в себе. Трудности только подзадоривают их. Непредвиденные ситуации не смущают.
    3.   Независимость. Такие люди живут своим умом. Хотя они внимательно прислушиваются к советам взрослых, но умеют при этом не попадать под их влияние (Бехтерев сказал бы, что они мало подвержены внушению).
    4.   Стремление  к достижениям. Такие дети стремятся демонстрировать  окружающим свою высокую успеваемость в школе, спортивные успехи, художественные или музыкальные способности. Успех доставляет им радость. Они на собственном опыте убеждаются, что могут изменить те условия, которые их окружают.
    5.   Ограниченность контактов. Обычно их дружеские и родственные связи не слишком обильны. Они устанавливают лишь несколько устойчивых и постоянных контактов с другими людьми. Малое количество связей способствует их чувству безопасности и защищенности.
    Жизнестойкие люди в стрессовых ситуациях (в частности, во время серьезных перемен) ищут поддержку и помощь у близких, и сами готовы ответить им тем же, верят, что перемены и стрессы естественны, и что они - скорее возможность для роста, развития, более глубокого понимания жизни, чем риск, угроза благополучию.
    Структура жизнестойкости
    Вовлеченность - это уверенность в том, что даже в неприятных и трудных ситуациях, отношениях лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, в контакте с окружающими людьми, посвящать максимум своих усилий, времени, внимания тому, что происходит, участвовать в происходящем. Противоположностью вовлеченности является отчужденность.
    Контроль - это убежденность в том, что всегда возможно и всегда эффективнее стараться повлиять на исход событий. Если же ситуация принципиально не поддается никакому воздействию, то человек с высокой установкой контроля примет ситуацию как есть, то есть изменит свое отношение к ней, переоценит происходящее и т.д. Противоположностью контроля является беспомощность.
    Принятие риска - вера в то, что стрессы и перемены - это естественная часть жизни, что любая ситуация - это как минимум ценный опыт, который поможет развить себя и углубить свое понимание жизни. Противоположностью принятия риска является ощущение угрозы
     Положительно на формирование жизнестойких убеждений влияет:
     - ощущение предназначения в жизни.
     - воспитание уверенности, поддержание высоких стандартов;
    Негативно на развитие жизнестойкости в детстве влияет:
     - недостаток поддержки, подбадривания близкими;
     - отсутствие чувства предназначенности;
     - недостаток вовлеченности в различные мероприятия, школьную жизнь, отчужденность от значимых взрослых
           Жизнестойкость – способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности и изменения и приспособляться к ним. Жизнестойкие дети осознают себя как автономную индивидуальность, они способны проводить границу между собой и окружающими их проблемами. Они независимы и самодостаточны, не теряют внутреннего контроля над собой.
    Такие дети легко воспринимают сигналы от окружающих, хорошо понимают оттенки значений в поведении, поступках, словах родителей и других взрослых. Легко переходят от одного занятия к другому, умея довести дело до логического завершения. К окружающим относятся с состраданием и симпатией.
    Жизнестойкий ребенок активен, инициативен, признает свою долю ответственности за происходящее. У адаптированного к жизни ребенка складываются доверительные отношения хотя бы с одним взрослым, хорошие отношения со сверстниками, имеются близкие друзья. Развивается чувство юмора, позволяющее даже за болью видеть комичное.

    Воспитание жизнестойкости в детях требует от родителей и учителей определенной системы:
    1.    Создание защищенной среды с ощущением постоянства, где ребенок не забыт, отсутствуют оскорбления и травмы. Каждому человеку необходимо, чтобы его любили.
    2.    Помощь ребенку в развитии самоуважения, интересов, навыков, талантов и увлечений.
    3.    Подчеркивание значимости семьи, чувства гордости и родства.
    4.    Поощрение самостоятельности ребенка, предоставляйте возможность выбора при поддержке и создании атмосферы защищенности и любви.
    5.    Ясная, четкая формулировка правил и требование их соблюдения.
    6.    Предоставление ребенку возможности открыто выражать свои чувства.
    7.    Обучение ребенка быстро принимать решения, так как проблемы часто возникают из-за того, что ребенок пассивно реагирует на ситуацию, ощущает свою беспомощность.
    8.    Поощрение активности ребенка.
    9.    Четкое определение и называние проблемы, подчеркивание, что проблемы – это часть нормальной жизни. Совместный поиск выхода.
    10.    Обучение ребенка поведению в обществе: дружелюбию, общительности, ответственности, взаимовыручке
    11.    Помощь ребенку в перестройке негативных эмоций в позитивные.
    12.    Поощрение веры ребенка в себя и в его способность действовать самостоятельно.
    13.    Помощь в определении, как и где ребенок может попросить помощь в случае необходимости.
    14.    Внимание к внезапным изменением поведения и настроения – это может быть тревожным сигналом. И можно сказать, что чем ниже уровень жизнестойкости у детей и подростков, тем он более подвержен суицидам.
           Психическая организация подростка очень нестабильна, причём на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки, и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи, которые нередко бывают беспредметными.
          Любое аутоагрессивное действие подростка следует рассматривать как поступок, опасный дня его жизни и здоровья. Конечно, надо понимать, что происходит на самом деле, потому что от этого зависят стратегия и тактика поведения взрослых. Но относиться к каждому такому случаю мы должны с одинаковой долей серьёзности.
           Подростки часто повторяют суицидальные попытки, причём следующая попытка нередко бывает более тяжёлой, поскольку в ней учитывается опыт неудавшейся. Даже если подросток совершает демонстративную суицидальную попытку, используя её для эффективного воздействия на окружающих, нужно помнить: это неадаптивный способ разрешения ситуации, и есть большая опасность переигранной демонстрации, последствия которой могут быть весьма и весьма плачевными. Аффекты разрушительны для подростка! Суицидальная угроза, высказанная в аффекте, как правило, осуществляется, и последствия бывают очень тяжёлыми.
    Если вы заметили склонность своего ребёнка к самоубийству, следующие советы и рекомендации помогут вам изменить ситуацию.
    Нужно остановиться, если разгорается скандал. Заставьте себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире - всё станет реально опасным, угрожающим его жизни.
    Обращайте внимание на характерные признаки:
    •Словесные признаки:
    -  прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;
    -  косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;
    -  много шутит на тему самоубийства;
    -  проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
    •Поведенческие признаки:
    -раздаёт другим вещи, имеющие личную значимость, окончательно приводит в порядок дела, мирится с давними врагами;
    - демонстрирует радикальные перемены в поведении, такие как:
    в еде - ест слишком мало или слишком много;
    во сне - спит слишком мало или слишком много;
    во внешнем виде - становится неряшливым;
    в школьных привычках - пропускает занятия; не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками; проявляет раздражительность, угрюмость, находится в подавленном настроении;
    - замыкается от семьи и друзей, бывает чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущает попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

    Что можно сделать, чтобы помочь?
    1. Установите заботливые взаимоотношения.
    Не существует всеохватывающих рецептов решения такой серьёзной проблемы, как самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперёд, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося ребёнка. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует не только выражать словами, но и внутренне принять; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка. Для подростка, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие близкого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося ребёнка
    2. Будьте внимательным слушателем.
    Обращайте внимания на фразы: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить».
    Если ребёнок страдает от депрессии, то в беседе нужно предоставлять ему возможность больше говорить самому.
    3. Не спорьте.
          Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живёшь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот человек сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того подростка ещё большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.
          Нередко в качестве увещевания делают и другое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечёшь на свою семью?». Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию, вы можете не только проиграть спор, но и потерять ребёнка.
    4. Задавайте вопросы.
    Если вы задаёте такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», - то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать.
    Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: « Как давно ты считаешь свою ситуацию столь безнадежной? …». Ваше согласие выслушать и обсудить проблемы, будет большим облегчением для отчаявшегося человека.
    5. Не нужно заставлять ребёнка прыгать выше головы. Может быть, те результаты, которые он сейчас показывает, - это его планка.
    6. Уважайте ребёнка, его мнение, не вбивайте ему в голову свои стереотипы. Он - личность.
    7. Пусть ребёнок чувствует поддержку родителя. Ведь ребёнок - пусть даже не гениальный математик, не талантливый певец - хорош уже тем, что он есть. Вовлекайте детей в работу клубов, объединений, спортивных секций и творческих объединений. Именно там ребенок может проявить все свои таланты, именно там для него будет создана ситуация успеха.
    8. Также не следует поучать и указывать на все те причины, по которым подросток обязан жить. Вместо этого нужно больше слушать и стараться убедить его в том, что депрессии и суицидальные тенденции излечимы.
    9. Обратитесь за помощью к специалистам. Подростки, склонные к суициду, имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто бывает о помощи. Родители, друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности. Ни в коем случае при суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров или клинических психологов. Специалисты смогут понять сокровенные чувства, потребности и ожидания подростка. Во время психотерапевтической консультации отчаявшиеся люди глубже раскрывают свои страдания и тревоги.

    Телефон доверия

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie